к списку
Проект «Формирование нравственно-патриотических компетенций у дошкольников в условиях детского дома»

Вид проекта: творческий
Продолжительность: 3 года
Участники: воспитатели, специалисты, дети
Координатор проекта: директор детского дома С.Г.Клековкина
Рабочая группа по созданию проекта и его реализации:
директор детского дома С.Г.Клековкина
зам. директора по воспитательной работе Т.В.Шкляева
ст. воспитатель С.В.Токмянина
руководитель МО учителей-логопедов Т.А.Каюнова
руководитель МО воспитателей Л.А.Жилина
Сроки реализации: 2014 – 2017 г.г.
Основная идея проекта
Формирование нравственно-патриотических компетенций у дошкольников в условиях федерального государственного образовательного стандарта
Основная идея практической реализации проекта
Обобщение и распространение практического материала педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников: конспектов бесед, непосредственно образовательной деятельности, сюжетно-ролевых и дидактических игр, сценариев развлечений, наглядного материала, материалов консультаций, семинаров, педсоветов
Этапы проведения работы:
Первый этап: подготовительный (июнь-август 2014учебный год)
Второй этап: практический (2014-2016 учебный год)
Третий этап: обобщающий (2016-2017 учебный год)
Актуальность проекта:
Не на то надо смотреть, где человек родился, а
каковы его нравы, не в какой земле, а по каким
принципам решил он прожить свою жизнь
Люций Апулей – древне-римский писатель
Проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики. В настоящее время в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов задачи нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становятся одними из актуальных.
Дошкольный возраст имеет огромное значение в формировании личности ребенка, является «фундаментом гармонической личности» (А.В.Запорожец). Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе – навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения.
У воспитанников детского дома, как показывает практика, не сформированы адекватные представления о семье, жизни в ней, социальных ролях. Слабо развита привязанность к близким, потребность общения доверительного и внимательного отношения к другим, и, как следствие, трудно формируется уважительное отношение к миру людей. Коммуникативная активность детей примитивна и поверхностна. Наличие обостренной потребности во внимании и доброжелательности взрослого приводит к нарушениям в развитии общения, а такое общение со взрослыми приводит к обеднению общения со сверстниками. Отмечаются эмоционально-личностная незрелость, трудности коммуникации и социальной адаптации. Также надо подчеркнуть, что, находясь в условиях социальной депривации, дети имеют слабые представления о родном крае, стране, государстве.
Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию требует разработки более совершенных методов и средств, способствующих социальному становлению личности дошкольника. Методы нравственного воспитания должны быть направлены не на передачу моральных норм с целью формирования соответствующего практического опыта, а на то, чтобы поставить ребенка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым. Решению задач нравственно-патриотического воспитания способствует организация педагогического процесса на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия.
Нормативно-правовая база проекта
При проектировании и организации воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию учитывались следующие нормативно- правовые документы:
1. Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.)
2. Конвенция о правах ребенка Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образова-нии в Российской Федерации»
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Теоретическая основа проекта
Проектировать образовательную среду необходимо опираясь на теоретические исследования и положения:
1. Ветохина, А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я.Ветохина, З.С. Дмитриенко, Е.Н.Жигналь, Г.В. Краснощекова, С.П.Подопригора, В.К.Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Издательство «Детство – Пресс», 2011.
2. Буре, Р.С. Социально- нравственное воспитание дошкольников / Р.С.Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
3. Нечаева, В.Г. Усвоение детьми младшего и среднего дошкольного возраста правил поведения и их влияние на детские взаимоотношения/ В.Г.Нечаева// Нравственное воспитание дошкольников. – М., 1971.
4. Евдокимова, Е.С. Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ/ Е.С.Евдокимова// Управление ДОУ. – М.: 2002, №6.
5. Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста/ И.В.Штанько// Управление ДОУ.- М.: 2004, №4.
6. Коротовских, Л.Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ/ Л.Н.Коротовских// Управление ДОУ. – М.: 2006, № 8.
7. Доможакова, Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста/ Т.И.Доможакова// Управление ДОУ. – М.: 2006, № 8.
8. Маханева, М.Д. Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников / М.Д.Маханева// Управление ДОУ. – М.: 2005, №1.
9. Комратова, Н.Г. Моя малая Родина/ Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова// Управление ДОУ. - М.: 2005, №1.
10. Жирякова, И.В. Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику/ И.В.Жирякова// Управление ДОУ. – М.: 2008, № 4.
Цель проекта
Создание условий для формирования у воспитанников нравственных представлений и элементарных патриотических чувств
Задачи проекта
1. Формировать у детей элементарные представления о семье, взаимоотношениях в ней, детском доме, городе, традициях и культуре родного города, воспитывать доброе и уважительное отношение.
2. Дать элементарные представления о стране, государстве, символах, праздниках, воспитывать чувство уважения.
3. Обогащать и систематизировать представления детей о мире людей, взаимоотношениях, профессиях, формировать положительное отношение к сверстникам, взрослым, людям труда.
4. Расширять представления о нравственных понятиях (доброта, забота, уважение, скромность и другие).
Направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию
1. Формирование представления о семье, взаимоотношениях в ней, социальных ролях.
2. Знакомство с историей и культурой, традициями родного города.
3. Формирование представлений о родной стране, государстве, символах, праздниках.
4. Формирование нравственных представлений (доброта, уважение, забота, скромность и др.) .
5. Воспитание уважительного отношения к сверстникам, близким людям, людям труда.
6. Взаимодействие с социальными партнерами.
Реализация проекта
Первый этап – подготовительный (июнь, август 2014 учебный год)
Цель: Обеспечение готовности (информационной, мотивационной, практической, эмоциональной) участников к реализации проекта.
Таблица(54.54 Kb)
Методы и приемы: анкетирование, тестирование, анализ, сравнение, проектирование.
Ожидаемый результат:
Наличие у педагогов четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию
Второй этап – практический (2014-2016 учебный год)
Цель: создание условий для формирования у воспитанников нравственных представлений и элементарных патриотических чувств
Таблица(108.58 Kb)
Методы и приемы работы:
- с детьми: беседы, экскурсии, прогулки, анализ, наблюдения, игровая деятельность, опросы, тесты, мониторинг, анализ, сравнение, тренинги, игровая деятельность, разрешение проблемных ситуаций, упражнения, дидактические игры, разрешение проблемных ситуаций, упражнения, акции, чтение художественной литературы, экспериментирование, проектирование, тренинги, продуктивная деятельность, просмотр фильмов, посещение выставок, спектаклей, концертов и совместная работа;
- с педагогами: семинары, консультации, тренинги, собеседования, акции, мастер-классы, деловые игры, обмен опытом, самообразование, курсы повышения квалификации
Ожидаемый результат:
1. Повысился уровень детской компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию:
- сформировано адекватное представление о семье, взаимоотношениях в ней, социальных ролях;
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
- сформировано элементарное представление о родном городе, традициях и культуре родного края;
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
- дети имеют элементарные представления о родной стране, государстве, символике, праздниках;
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
- систематизированы представления о мире людей, взаимоотношениях, профессиях, о труде взрослых;
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
- дети имеют представления о нравственных понятиях: доброта, дружелюбие, забота, скромность, взаимопомощь, сочувствие и другие.
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
2. Отмечаются проявления у детей уважительного отношения:
- к близким взрослыми сверстникам;
- к культуре и истории родного края;
- к труду взрослых и людям труда.
3. Дети проявляют элементарные положительные эмоции и чувства, простейшие моральные переживания.
4. Обогатилась предметно-развивающая среда детского дома.
5. Повысился уровень профессиональной компетентности педагогов по данному направлению
6. Создана и работает система взаимодействия с социальными партнерами.
фото фото
фото фото
фото фото
фото фото
Третий этап – заключительный (2016-2017 учебный год)
Цель: Выявить уровень успешности реализации проекта, определение дальнейших перспектив
Таблица(55.17 Kb)
Методы и приемы: тестирование, анкетирование, анализ, обобщение, прогнозирование
Список литературы:
1. Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет/ Е.А.Алябьева.- Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2009
2. Алябьева, Е.А. Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками. Е.А. Алябьева. -М: ТЦ Сфера, 2003
3. Алябьева, Е.А. Планирование, игры, сказки, стихи/Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2013
4. Алямовская, В.Г. и др. Беседы о поведении ребенка за столом/В.Г.Алямовская. – М.: ТЦ Сфера, 2012
5. Белоусова, Л.Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед – рассказов/ Л.Е. Белоусова. СПб: Детство- Пресс, 2005
6. Голицына, Н.С. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка/ Н.С.Голицына, Л.Д.Огнева.- М: Скрипторий 2003, 2005
7. Буре, Р.С.Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р.С. Буре, М.В. Воробьева. - М: Просвещение, 2004
8. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы - занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста/ Н.В.Дурова. - М: Мозаика – Синтез, 2000
9. Акинина, Т.М.Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М.Акинина, Т.М., Г.В.Степанова, Н.П Терентьева . – М.: УЦ «Перспектива», 2012
10. Ковалева, Г.А. Воспитание маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ/Г.А.Ковалева. - М: АРКТИ, 2005.
11. Курочкина, И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно/ И.Н.Курочкина. - М: Флинта, 2001.
12. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников/ И.Н.Курочкина. - М: ВЛАДОС, 2003
13. Комратова, Н.Г. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет: Игровая и продуктивная деятельность/ Н.Г.Комратова, Л.Ф. Грибова . – М.: ТЦ Сфера, 2005
14. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие/ И.Ф. Мулько. – М.: ТЦ Сфера, 2004
15. Насонкина, С.А. Уроки этикета/ С.А. Насонкина. – « ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2000
16. Власенко, О.П. Музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет / О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009
17. Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии/ Г.А Урунтаева, Ю.А. , Афонькина. – М.: Просвещение, «Владос», 1995
18. Шипицына, Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.)/ Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская , А.П. Воронова, А.П. Нилова. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002
19. Шорыгина, Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей/ Т.А. Шорыгина. - М: Книголюб, 2004
20. Шорыгина, Т.А. Родные сказки: нравственно – патриотическое воспитание/Т.А. Шорыгина. - М: Книголюб, 2004
21. Аракелова, Т.Л. Организация игровой деятельности дошкольников в условиях ФГТ /Т.Л.Аракелова //Воспитатель ДОУ.- 2012. №10
22. Буре, Р.С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста/ Р.С. Буре// Ребёнок в детском саду.- 2006. №5
23. Волков, Б.С. Как управлять поведением и деятельностью ребенка / Б.С. Волков //Воспитатель ДОУ.- 2012.№9
24. Зазульская, О. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками / О. Зазульская// Ребёнок в детском саду. -2006. №1
25. Исаева, Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников/Н.Исаева// Дошкольное воспитание.- 2012. №7
26. Клименкова, О. Игра как азбука общения / О.Клименкова//Дошкольное воспитание.- 2002. №4
27. Мельникова, Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм /Н.Мельникова// Дошкольное воспитание. -2006. №10
28. Ривина, Е.К. Социум микрорайона – ступенька в большой мир/ Е.К.Ривина, В.К.Толстых, Е.Ю. Башлай // Управление ДОУ. -2004. №5
29. Рочев, Соройя Гедес. Об относительной значимости моральных норм/ Соройя. Гедес. Рочев// Ребёнок в детском саду.- 2006.№5
30. Смирнова, Е., Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений/ Е.Смирнова, В.Холмогорова // Дошкольное воспитание.- 2003. №9
31. Смирнова, Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / Е.Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание.- 2003. №8
32. Стожарова, М. Школа эмоций /М.Стожарова, М.Смирнова //Ребёнок в детском саду. -2006. №2
33. Юдина, О. Формируем нормы поведения /О.Юдина, Н. Христенко // Дошкольное воспитание.- 2012. №4
34. Якина, Л.А. Такие разные поступки детей / Л.А. Якина// Воспитатель ДОУ.- 2012.№6
35. Якобсон, С. Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет/ С.Якобсон, С.Чернавина, Ж,Копачёва ,Е. Пахомова// Дошкольное воспитание. -2002. №1