к списку
Педагогический проект "Ладушки"
Тема: «Ладушки, ладушки...»
• Адресация проекта: воспитатели, дети раннего возраста.
• Участники проекта: воспитатель группы, дети раннего возраста.
• Возраст воспитанников: 1- 2года.
• Особенности проекта.
- по характеру создаваемого проекта - игровой.
- по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.
- по продолжительности – (3 месяца).
- по профилю знаний – монопроект.
- по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.
Цель для педагогов: создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешек, песенок, стихов)
Цель, поставленная перед детьми: формировать умение проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками.
Задачи проекта
• Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
• Развивать интерес и любовь к фольклору.
• Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
Ресурсы проекта
• Книжки – игрушки с иллюстрациями к потешкам, иллюстрации картинок к потешкам;
• СД – диски музыкальные с играми – потешками для детей раннего возраста, серия книг « Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки – игры для детей раннего возраста;
• Дидактические игры « Моя семья», дидактические игрушки, словесные игры « Кто в домике живет»;
Подборка стихов и потешек по привитию культурно – гигиенических навыков, на все виды деятельности, подборка музыкальных игр – потешек для детей раннего возраста; подборка логоритмических упражнений.
Результаты проекта.
• Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.
• Результат деятельности детей:
Заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослыми, активно участвуют в играх- занятиях по развитию речи, более мягко проходит адаптация, дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым.
Этапы проекта:
1 этап- Погружение в проект.
- Определение темы, цели;
- Определение системы задач;
- Сбор информации;
2 этап- организация деятельности.
- Пополнить развивающую среду;
- Накопление ресурсов;
3 этап- Осуществление деятельности.
- Проведение игровой деятельности во всех режимных моментах.
- Итог, анализ работы.
4 этап- Оформление.
- Оформление педагогом: создать картотека игр - потешек на все режимные моменты.
5 этап-Презентация, или альбом.
- Окончание оформления проекта.
Актуальность темы. Значение фольклора.
Слово «фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость.
Психологи и педагоги Леонтьев, Фонарёв, Павлова, отмечают, что развитие эмоциональной сферы ребёнка позволяет грамотно строить взаимодействие с малышом.
Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, так как именно ранний возраст обладает особой восприимчивостью. У ребёнка формируется: воображение, речь, наглядно- образное мышление. Фольклор является одним из средств, обогащающих чувства малыша. Формирует отношение к окружающему миру. В течение многих веков прибаутки, потешки мудро поучают ребёнка. С помощью них взрослые устанавливают с ребёнком эмоциональный контакт.
Что относится к фольклору.
• Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
• Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
• Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
• Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
• Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
• Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
• Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
• Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
• Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.
Осуществление деятельности.
Вся работа по теме проводится через все виды деятельности.
1. Необходимо создать развивающую среду. Подобрать настольно - печатные игры, книги.
В книжном уголке разместить книжки с иллюстрациями к потешкам. В группе должны быть такие книжки- малышки: «Колобок», « Теремок», «Курочк - Ряба», «Репка», «Первые шаги от 0 до 3».
2. Необходимо, чтобы в группе был пальчиковый, настольный театр (Колобок, Теремок, Курочка - Ряба, Репка). Маски животных (зайчик, лисичка, мишка, мышка) Игрушки подобрать согласно персонажам потешек. Подобрать красивые иллюстрации к потешкам.
Адаптационный период
(использование песенок потешек).
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни малыша в детском доме, в адаптационный период. Можно использовать следующие потешки: « Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» , « Наша деточка в дому, что оладушки в меду».
Пальчиковые игры.
Хорошие положительные эмоции можно вызвать с помощью пальчиковых игр или логоритмических упражнений, помогающие овладеть жизненно- важными умениями (правильно держать ложку и чашку). Игры: «Сорока - белобока», «Пальчик- мальчик», «Этот пальчик», «Ладушки-ладушки».
Колыбельные игры.
При укладывании спать создаём ощущения тепла и уюта, напевая колыбельные песенки.
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Сели гули ворковать,
Тихо Машу усыплять
Спи, малютка почивай.
Формирование гигиенических навыков.
При формировании навыков самообслуживания и гигиены, используем песенки, потешки,
Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем такими потешками как:
Водичка, водичка,
Умой мое личико ...
Чистая водичка,
Умоет Саше личико
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Игровая деятельность.
Используем народные потешки во время игры. Укачивая куклу Катю напевали: « Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай...». Во время игр с куклами дети с удовольствием вспоминают содержание других потешек:
Ах, как много разных дел!
Вот компотик закипел!
А теперь для куклы нашей,
Мы наварим сладкой каши.
При игре мы рассматриваем с детьми разные сюжетные картинки, стараемся комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя за воспитателем слова и просят вновь повторить игру.
Использование песенок потешек в НОД (Конспект занятий прилагается)
Ожидаемый результат:
- В результате общения с фольклором ребенку передается его настроение и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность.
- Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.
-Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которое помогает развивать память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка, что важно для развития коммуникативных навыков.
фото фото фото фото