к списку
Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в летний период»

Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.
Участники: воспитатели, специалисты, дети
Сроки реализации: 2017 г.
Основная идея
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в летний период
Основная идея практической реализации проекта
Обобщение и распространение практического материала педагогов по основам безопасности жизнедеятельности детей в летний период детей детского дома: конспектов непосредственной1 образовательной деятельности бесед, развлечений, экскурсий, наглядного материала, макетов,
Актуальность темы:
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей?
Задача нас педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями в летний период. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
Работа эта входила во все разделы и направления программы:
• организованные формы обучения на занятиях,
• совместную деятельность взрослого и ребенка,
• самостоятельную деятельность ребенка,
• воспитание навыков поведения,
• ознакомление с окружающим,
• развитие речи,
• художественную литературу,
• конструирование,
• изобразительное искусство,
• игру.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта в летний период.
Задачи проекта:
• Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;
• Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
Объяснить правила общения с животными.
• Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
• Обогатить представление детей о здоровье;
• Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;
• Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания элементарной помощи
Этапы реализации проекта:
Реализация каждой определённой темы проходила через три этапа:
• Начальный: рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности;
• Основной: тематические занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий в пожарную часть, игровой досуг в автогородке, игры.
• Итоговый: КВН, продуктивная деятельность, участие в мероприятиях ГИБДД
В рамках проекта мы выстраивали педагогический процесс, уделяя большое внимание игре. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей использовали различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице): «Три знака светофора»,»Незнайка в стране дорожных знаков», «Кошкин дом», «Поставь знак на дороге» и др.
Содержание проекта отвечает интеллектуальным возможностям старших дошкольников. Исходя из психологических особенностей детей, большое внимание уделялось наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей.
Продуктами этой деятельности являются:
• создание книжки-малышки «Азбука безопасности»,
• выставки детских рисунков,
• фотографии мероприятий,
• макет «Наша улица летом»,
• конспекты занятий и тематических дней,
• сборник «Копилка загадок»,
• мультимедийная презентация.
Реализация проекта «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей» поможет:
• Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту в летний период;
• Выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях;
• Сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Для решения задач проекта, необходимы условия. Одно из них - это среда. Тщательно продумывали развивающую среду, которая сама побуждала детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяло организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения.
Дети в группе имели возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки Совы», сказки: «Петя в стране светофора» и др., которые помогают детям закреплять правила ОБЖ;
Уголки ОБЖ в группах оснащены:
• дидактическими играми;
• учебными макетами, перекрестками;
• книгами разных авторов на соответствующую тематику;
• справочной литературой: энциклопедии, справочники;
• строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
• транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции);
• настольно-печатными играми;
• макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
• разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
• аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;
• альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
• иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;
• автогородок на территории детского дома, спец. техника
Таким образом, достижения воспитанников в формировании правил безопасного поведения являются объективно высокими, что позволяет оценить достаточно высокий результат сложившейся системы работы в образовательном процессе. Для сохранения здоровья детей, снижения заболеваемости и пропаганды здорового образа жизни в детском доме созданы все необходимые условия.
Это:
- гибкий режим дня;
- закаливающие мероприятия в летний период;
- полноценное питание, витаминизация;
- медицинский кабинет;
- соблюдение СанПиНов;
- комната релаксации;
- спортивная площадка;
- физкультурный зал;
- двигательный режим;
- музыкальный зал;
-тематические занятия.
Медицинский персонал в нашем ДОУ проводит диспансеризацию, иммунизацию, осмотр детей, массаж. Воспитатель обучает самих малышей самомассажу и игровому массажу. Организованные инструктором по физической культуре занятия способствуют не только укреплению здоровья и физическому развитию детей, повышению общего жизненного тонуса. На музыкальных занятиях с малышами используются музыкально-ритмические и дыхательные упражнения, распевки, которые способствуют развитию дыхательной, речевой, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем организма детей. Для пропаганды здорового образа жизни с детьми проводятся тематические занятия, интересные досуги, праздники, дни здоровья.

Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволило успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров, правила поведения дома и с незнакомыми людьми.
Прогнозируемый результат реализации проекта
Дети имеют:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах города.
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности по обучению дошкольников основным правилам безопасности.
Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
фото фото фото фото